«Тайна смерти Караваджо»
Документальный фильм, 2011
Эфир: 18 июля (Пн.) 21:00
Темпераментный итальянский живописец Микеланджело Меризи Караваджо (1571 –1610), считающийся одним из величайших художников эпохи раннего барокко и основоположником барочного стиля живописи, бесследно исчез в июле 1610 года в возрасте 39 лет. По поводу его смерти выдвигались различные теории, однако ни одна из них не была достаточно убедительной. Спустя 400 лет после исчезновения Караваджо ведущие итальянские ученые и историки предпринимают попытку раскрыть тайну его смерти при помощи современной науки.
Несмотря на недолгую карьеру, по степени влияния на искусство Караваджо может сравниться только с Микеланджело и Леонардо да Винчи. Он совершил революцию в живописи и при этом прослыл первым хулиганом в мире искусства.
Драматическое использование света в картинах Караваджо иллюстрирует жизнь самого художника. Караваджо был арестован, по крайней мере, девять раз, он частенько участвовал в полуночных драках и даже забрасывал камнями полицейских. 29 мая 1606 года он убил молодого человека в поединке из-за игорного долга, в результате чего приговоренный Папой Римским к смертной казни художник вынужден был покинуть Рим.
Караваджо было всего 39 лет, когда он исчез, как утверждают, из расположенного на побережье Таскании городка Порто Эрколе, однако смерть его не была зафиксирована в Книге Мертвых.
В 2009 году в итальянской газете была опубликована статья, которая могла пролить свет на тайну смерти Караваджо. Знаменитый итальянский историк и специалист по «глухим делам» Сильвано Винчети не упустил возможности отправиться по следу. После серии разочарований команда Винчети нашла останки, которые они идентифицировали как останки Караваджо. Расследование продолжалось в течение года и было основано на анализе ДНК, датировании по радиоактивному углероду и других научных тестах.
Оказалось, что в 1956 году во время раскопок в центре Порто Эрколе, в том месте, где ранее располагалось древнее кладбище, археологи обнаружили многочисленное захоронение древних костей, которые были перенесены в крипт нового кладбища вместе с другими останками. Возможность обнаружения среди них останков Караваджо казалась немыслимой. Это было все равно, что искать иголку в стоге сена — ученые должны были сузить рамки исследования и определить, какие именно останки имело смысл анализировать. В случае если Караваджо действительно умер в Порто Эрколе, он должен был быть похоронен на кладбище церкви Сан-Себастьян, поскольку в то время это было единственным местом погребения. Таким образом, чтобы идентифицировать останки, изначально захороненные у церкви Сан-Себастьян, ученые должны были взять пробу почвы с того места, где ранее располагалась церковь Сан-Себастьян и сравнить ее с почвой обнаруженной на останках. Таким образом, команде удалось сократить число подлежащих исследованию останков до 19. После тщательного процесса исключения по возрастному и половому признакам осталось только 9 останков. Теперь ученые должны были установить, какие из останков могли принадлежать человеку, который был захоронен в 17 веке в возрасте 39 лет. После всестороннего научного исследования было установлено, что один из образцов принадлежал мужчине, умершему в возрасте 40 лет в начале 17 века. Все совпадало, оставалось только проверить, действительно ли останки принадлежат художнику. Вплоть до 20 века пигменты краски содержали высокотоксичные металлы, такие как свинец и ртуть, а автопортрет Караваджо выдает признаки отравления свинцом — на картине заметна голубая линия по краям десен. В финальной фазе расследования предстояло определить наличие свинца в найденных останках.
Интересные факты:
Караваджо предложил новый способ видения мира, он преобразовал живопись, сделав ее динамичной и эмоциональной, используя драматическое, практически театральное освещение. Он реформировал религиозную живопись, перенеся место действия в современную Италию, и, как утверждают, даже писал Мадонну со знаменитой куртизанки.
На картине Караваджо «Бахус» во флорентийской галерее «Уффици» обнаружен скрытый автопортрет великого итальянца. Художник оставил потомкам свое отражение на графине с вином, стоящем на столе рядом с Бахусом – богом виноделия.
Предположения о существовании этого автопортрета были давно. Однако только сегодня благодаря современным технологиям удалось детально разглядеть облик художника.
Картина исследована с применением мультиспектрального анализа, «рассматривающем» отдельно друг от друга разные слои краски. На стенке сосуда стали видны очертания фигуры человека, стоящего перед мольбертом с поднятой рукой, держащей кисть. На автопортрете видны нос и глаза художника, его густые черные волосы и белый воротник.
Автопортрет Караваджо был скрыт под потемневшим слоем лака, которым покрыли полотно во время одной из реставраций.Желаем приятного просмотра!
В ближайшее время с Вами свяжется наш специалист для уточнения необходимых деталей.
Обработка прекращена и ваши персональные данные удалены